Средства освещения в фотоискусстве – это элемент изобразительного истолкования, он используется не только для фиксации выбранного объекта фотосъемки. Самое главное – это идейное содержание фотографии, которое позволяет передать освещение.
Чтобы научиться использовать светотень как изобразительное средство, фотограф должен как минимум знать, с чем имеет дело, уметь обращаться с осветительными приборами и специальной фототехникой.
Световые лучи распространяются от источника прямолинейно. Встречая на своем пути препятствия в виде предметов, они частично поглощаются и отражаются поверхностями, а также проходят их насквозь, если предметы достаточно прозрачны. Чем светлее поверхность, тем больше света она отражает и меньше поглощает, например белая бумага, и, наоборот, темные поверхности, например, черный бархат, почти весь свет поглощают.
Наблюдая различные виды естественного и искусственного освещения, можно заметить, что в той или иной мере всюду присутствуют как направленный, так и рассеянный свет. Днем в безоблачную или малооблачную погоду источником направленного света является солнце, рассеянный свет образуется в результате отражения света от облаков и рассеивания частицами, взвешенными в воздухе. Вечером в помещении направленный свет излучается лампой, рассеянный образуется как сумма отражений от потолка, стен и окружающих предметов. Для того чтобы снятые предметы на фотографии выглядели естественными и правдивыми, во время фотосъемки применяют сочетание осветительных приборов направленного и рассеянного света.
При освещении направленным светом мы ясно различаем света и тени на объекте фотографирования, освещенные и теневые части, светотеневые переходы, которые хорошо передают объем предмета, его фактурные особенности. Когда объект освещается рассеянным светом, мы вместо светотеневых переходов наблюдаем на фотографии тона и тональные оттенки, присущие самому объекту.
Взятый обособленно, направленный или рассеянный свет еще не решает задачи освещения в целом. Освещая снимаемый объект, необходимо не только выбрать направление для основного света и подсветки, но также согласовать распределение яркостей в тенях и светах, или, как принято говорить, установить свет, следя за тем, насколько получающийся характер освещения соответствует задуманному.
Рекомендовать: